Сегодня я хочу рассказать вам о серии портативных электронных игр, которые явились предшественниками Game Boy, идейными вдохновителями Nintendo DS и положительным примером для всех остальных, выпускавшихся позднее портативных консолей. Имя этому чуду техники - Nintendo Game & Watch, что можно перевести как "Игра и Часы". Ну или как "Часы с Игрой".
![Ретро-игры - Эпоха Game & Watch. Ещё Не Гейм Бой, Но Тоже Всегда С Тобой. Ретро-игры - Эпоха Game & Watch. Ещё Не Гейм Бой, Но Тоже Всегда С Тобой.](/system/attached_images/images/000/627/615/normal/g_w_collection.jpg)
Согласно самой распространённой, и наверное всё-таки правдивой, версии, мысль создать нечто подобное пришла великому человеку Гунпею Ёкои (Gunpei Yokoi) в 1979м году, когда он путешествовал по железной дороге. В попутчики ему попался неизвестный бизнесмен, который от скуки тыкал в кнопки своего калькулятора с жк-экраном. Большинство обычных людей просто сидели бы весь путь рядом и смотрели, но Ёкои задумался - а что если придумать такое портативное устройство, чтобы у него было приличное время работы от батареек, какая-нибудь игра встроенная, да к тому же ещё и часы, чтобы люди во время длительных поездок могли и время посмотреть и скуку разогнать, играя. Тут опять же, у большинства людей дальше этой мысли не пошло бы, но не таков был Гунпей Ёкои. (тут самое время вставить историческую справку).
![Ретро-игры - Эпоха Game & Watch. Ещё Не Гейм Бой, Но Тоже Всегда С Тобой. Ретро-игры - Эпоха Game & Watch. Ещё Не Гейм Бой, Но Тоже Всегда С Тобой.](/system/attached_images/images/000/627/616/normal/gunpei_yokoi_1.jpg)
Историческая справка. Гунпей Ёкои (Gunpei Yokoi), иногда читается\пишется как Gumpey (Гумпей). Родился в 1941м году, в Японии. В 1965м его нанимают на работу в Nintendo, тогда ещё занимающуюся картами Ханафуда. В 1966 его попросили запустить в серийное производство игрушку, которую он придумал для себя в свободное от работы время - Ultra Hand . Игрушка попадает как раз в Рождественскую Лихорадку, поэтому приносит компании много денег. В результате Гунпея переводят в отдел разработки игрушек, где он работает до 1974го года, когда компания Nintendo решает заняться производством видеоигр. Гунпей становится одним из первых гейм дизайнеров компании. Помимо успешного изобретения Game & Watch, он практически создал Game Boy и Virtual Boy для компании. Так же именно его идея знаменитый D-pad - форма джойстика на Famicom\NES. Ну и помимо железа он успел поучаствовать в создании таких тайлов как Donkey Kong, Mario Bros. и Metroid. Несмотря на все свои достижения, после неудачного запуска Virtual Boy'я Гунпей уходит из компании и успевает до своей смерти приложить свою гениальную руку ещё к одной портативке - Bandai WonderSwan. В октябре 1997го, ведя автомобиль по магистрали, Гунпей врезается в грузовик. После того как мужчины выходят из машин чтобы оценить ущерб, их сбивают проезжащие легковушки. Ёкои посмертно получает награду Международной Ассоциации Разработчиков Игр и место в "ТОП-10 создателей игр".
Но вернёмся к предмету нашего разговора. После той исторической поездки в скоростном экспрессе, Nintendo выделяет на разработку портативной игрушки некоторые средства и всё завертелось. Первая игра появляется в продаже 28го апреля 1980го года - это игра Ball, где вам предстоит жонглировать шариками. Всего выходит 59 различных игр, разделённых на несколько серий, плюс одна, выпущенная в количестве 10 000 экземпляров - она не продавалась, а была призом за рекордное время в игре F1 Race, выпущенной для Nintendo Disk System. Официально игры выпускаются до 1991 года, плюс во многих странах делались "похожие" игры, вроде "Q & Q" от Citizen или наших "Ну, Погоди!" под брэндом "Электроника".
![Ретро-игры - Эпоха Game & Watch. Ещё Не Гейм Бой, Но Тоже Всегда С Тобой. Ретро-игры - Эпоха Game & Watch. Ещё Не Гейм Бой, Но Тоже Всегда С Тобой.](/system/attached_images/images/000/627/614/normal/mr-_game___watch.jpg)
У серии игр имеется талисман - "Mr. Game & Watch". Помимо самоличного участия в некоторых ранних Game & Watch играх, он засветился и в других проектах компании, например в файтинге Super Smash Bros. Melee.
Ранние игры представляют собой прямоугольный корпус, добрую часть которого занимает жк-дисплей. Из-за использования сегментированного экрана, каждая модель позволяет играть только в одну игру. По бокам от экрана находятся кнопки управления (чаще всего четыре или две), а так же есть возможность настроить часы и будильник. Имеется два режима игры - "Игра А", более лёгкая, и "Игра Б" - более сложная и быстрая. Работает устройство от батареек "LR4x/SR4x"-таблеток. Позднее появились модели с двумя экранами, явившиеся прообразом будущих Nintendo DS.
Теперь попробуем рассмотреть отдельные виды игр поподробнее.
Первые игры из всего поколения. Серия включает в себя пять игр, которые были выпущены в 1980м году. Отличаются серебряным цветом корпуса.
Номер модели - AC-01 (ACtion). Первая игра всей серии. В ней вам необходимо ловить и подбрасывать обратно 2 (3 в игре Б) шара. За каждый пойманный шар даётся одно очко. Единственный пропущенный шар ведёт к концу игры. Управление - 2 кнопки (влево, вправо).
Модель FL-02 (FLag). Вторая выпущенная игра, в которой впервые появляется талисман серии. Суть игры - повторить цифры, которые показываются флагами на экране. В игре Б повторять надо очень быстро, ибо игра идёт на время. Управление - 4 кнопки с цифрами 1,2,3,4.
Модель MT-03 (Mogura Tataki). В этой игре необходимо остановить нашествие кротов на ваш огород. Игра достаточно простая, но очень быстрая и поэтому ошибки не прощаются. Управление - 2 кнопки (влево, вправо). Удар наносится автоматически.
Модель RC-04 (ResCue). Довольно известный вариант игры, имеющий несколько переделок. Ваша задача - управляя батутом, успеть подставить его под людей, которые прыгают из окон горящего дома к машине скорой помощи. Управление - 2 кнопки (влево, вправо).
Модель IP-05 (InterPret). Последняя игра в серебряной серии. Можно играть вдвоём. В игре мы видим двух человек с молотками. В начале каждого раунда рандомно выбрасываются числа. Тот у кого число больше, должен ударять, тот у кого меньше - уклоняться. Три очка даётся за удачный удар, два за удачную защиту. Понимаю что звучит не очень понятно, но игра затягивает, поскольку всё идёт на время. Управление - по две кнопки для каждого из играющих - удар и уклонение.
В эту серию входят три игры, выпущенные в первой половине 1981го года. Отличаются цветом корпуса под золото.
Модель MH-06 (ManHole). Первая игра в золотой серии. Суть игры - есть две дороги по которым ходят человечки. Но кто-то, (видимо ленивые рабочие-гастарбайтеры) забыл закрыть крышки на люках. Ваша задача - подставлять под ноги людям крышку люка так, чтобы они не упали. Управление - 4 кнопки, отвечающие за положение крышки люка.
Модель CN-07 (CoNstruction). Ваша задача в игре - провести мистера Game & Watch до его дома так, чтобы не попасть под падающие инструменты. Управление - 2 кнопки (влево, вправо).
Модель LN-08 (LioN). Последняя игра в золотой серии. В этой игре вы управляете дрессировщиками, которым необходимо не дать львам убежать из клетки. В игре "А" два льва, в игре "Б" - три. Управление - 4 кнопки, отвечающие за перемещение дрессировщиков справа и слева.
Следущее поколение игр, имевшее удлинённый экран в сравнении с сериями Silver и Gold. Самое известное поколение, ибо именно на игры этой серии делалось больше всего клонов и римейков. Первая игра выходит в июне 1981го, последующие же игры выпускаются аж до середины 90х. Цветовое оформление корпуса перестаёт играть какое-либо значение, поэтому варианты раскраски сильно варьируют.
Модель PR-21 (PaRachute). Первая игра из широкоформатных. В ней ваша задача - управляя талисманом игры, поймать парашютистов, падающих в воду с кровожадными акулами. В игре Б парашютисты могут цепляться за деревья, усложняя игру. Управление - 2 кнопки (влево, вправо).
Модель OC-22 (OCtopus). Одна из самых известных у нас в России игр, потому что была клонирована в виде "Тайн Океана" под брэндом Электроника. В Великобритании игра выходила под именем "Mysteries Of The Sea". Ваша задача в игре - собирать скоровища из сундука, охраняемого осьминогом с четырьмя активными щупальцами. В игре Б щупальца движутся быстрее, и по нескольку одновременно. Управление - 2 кнопки (влево, вправо).
Модель PP-23 (PoPeye). Знаменитый морячок Попай ловит еду, которую ему бросает его возлюбленная Оливия. В игре Б необходимо ещё успевать уворачиваться от Бруто. Управление - 2 кнопки (влево, вправо).
Модель FP-24 (Flying Pan). Ещё одна из известных у нас игр. Выходила под именем "Весёлый Повар". Ваша задача - не дать упасть на пол еде, своевременно подкидывая её вверх сковородкой. В игре А вам надо жонглировать тремя предметами, в игр Б - четырьмя, плюс появляется кот, который может ловить еду, задерживая её падение. Управление - 2 кнопки (влево, вправо).
Модель MC-25 (MiCkey). Первый вариант игры, породивший самое большое количество клонов и вариаций. С четырёх сторон на вас катятся яйца. Вы, управляя Микки, должны вовремя подставлять корзину, чтобы яйца не упали и не разбились. В Игре А яйца катятся одновременно с трёх лотков, в игре Б - с четырёх. Управление - 4 кнопки, соответственно положениям рук Микки.
Модель EG-26 (EGg). Именно эта версия послужила основой для русского варианта "Ну, Погоди!". Как и в предыдущей игре на вас катятся яйца, только в этот раз их ловит волк а не Микки Маус. Управление - 4 кнопки, соответственно положениям лап волка.
Модель FR-27 (FiRe). Переработка одной из игр серебряной серии под широкий экран. Вам так же надо помочь пациантам добраться до машины скорой помощи. С помощью батута) Очень оригинально и жизненно. У нас выходила версия этой игры с изменённым экраном - "Космический Мост". Управление - 2 кнопки (влево, вправо).
Модель TL-28 (TurtLe). Ваша задача в игре - перенести багаж через реку, прыгая по черепахам. Трудность заключается в том, что черепахи иногда уходят под воду. Иногда прямо под вами. Управление - 2 кнопки (влево, вправо).
Модель ID-29 (InDian). Вы выступаете в роли защитника форта. Три индейца (четыре в игре Б) пытаются поджечь форт, поэтому ваша задача вовремя отбить факелы и сбить пламя. Управление - 4 кнопки, определяющих направление вашего удара.
Модель SP-30 (SnooPy). Первая из игр с оригинальным управлением. Ваша задача - управляя Снупи, отбивать теннисные мячи, которые кидает в вас Чарли. Иногда появляется Люси и тоже кидает мячик. Управление - 3 кнопки (Удар + перемещение вверх, вниз).
Восемь игр, выпущенных в широком экране. От более ранних отличаются использованием большего количества сегментов на экране и как следствие - большей разнообразностью возможных действий. У части игр появляется практически полноценный D-pad. Выпускались с 1982го по 1991й год.
Модель DJ-101. Первая из серии называемой New WideScreen. Вам в роли Данки Конга младшего надо добраться до клетки с отцом и спасти его, взяв ключ. Мешает вам мужик, подозрительно похожий на Марио) Управление - 5 кнопок (влево, вправо, вверх, вниз, прыжок).
Модель ML-102. Один из натоящих шедевров серии Game & Watch. Есть два потока цемента, который льётся в машины. Есть два лифта, по которым можно перебраться с одной стороны завода на другую. Бегая между четырьмя рычагами, вам необходимо обеспечить непрерывный поток цемента. Как говорится, в эту игру легко играть, но сложно выиграть. Управление - 3 кнопки (влево, вправо, открыть).
Модель NH-103. Перевыпуск игры из золотой серии. Геймплей остался прежним, изменилось только оформление экрана.
Модель TF-104. Надо помочь рыбкам, выпрыгивающим из аквариума, перебраться в другой резервуар. Делается это путём подставления им ёмкости с водой. Управление - 2 кнопки (влево, вправо).
Модель YM-105. Суть игры - бег по платформам на необходимую дистанцию. Платформы выезжают из-за экрана, и вам надо пробежать необходимую дистанцию. Есть разделение на уровни. Управление - 5 кнопок (движение + прыжок).
Модель DR-106. Ваша задача - пробивая потолок, взбираться всё выше и выше, избегая падающих кирпичей и птиц. Управление - 5 кнопок (движение + прыжок).
Модель BF-107. В этой игре имеется некоторое подобие скроллинга. Вам надо лететь над водой, собирая шарики. Есть места для приземления, есть босс, есть бонусные уровни. Игра - пример того, как можно портировать игры с более серьёзных консолей. Управление - 5 кнопок (движение + подъём вверх).
Модель MJ-108. Широкоформатная вариация самой первой игры "Ball" с изменённым экраном "под Марио". Управление - 2 кнопки (влево, вправо).
Серия, которая развивалась параллельно широкоформатной с 1982го года. Всего выпущено 15 игр, как портов\переделок, так и вполне самостоятельных. Все игры состоят из двух, чаще всего широкоформатных, экранов. Большая часть сделана форм-фактором, из которого потом появилась Nintendo DS. Верхний часть игры обычно преставлена только экраном, на нижней же все кнопки и настройки. Есть часть игр выполненных в виде книги, с вертикальным открытием.
Модель OP-51. Первая из многоэкранных игр. В игре два экрана, причём основной игровой - верхний. На нём вы бегаете с ёмкостью и собираете капли масла, падающие с протекающей трубы. Вместимость вашей тары - три капли, после чего вам надо её опустошить, высунувшись из окна слева или справа и вылив всё в бочку с которой бегает ваш босс. Ваш босс самостоятельно бегает на нижнем экране, и надо умудриться вылить ему масло так, чтобы не попасть на голову посетителей. Управление - 2 кнопки (влево, вправо).
Модель DK-52. Игра, практически повторяющая свои многочисленные версии на других платформах. Ваша задача - добраться до самого верха некоей стройки, перепрыгивая бочки, которые скидывает горилла. На самом верху вам предстоит украсть висящие штуки (бананы наверное), чтобы пол под обезьяной провалился и похищенная девушка была освобождена. Управление - D-pad + кнопка "прыжок".
Модель DM-53. В здании пожар и двум нашим друзьям необходимо его потушить. Дональд "работает" на верхнем экране и его задача - тушить огонь, который взбирается наверх. Микки "работает" на подаче воды, обеспечивая её непрерывное поступление. Управление - 2 сдвоенных кнопки (вверх-вниз для Микки и влево-вправо для Дональда).
Модель H-54. В этой игре нам предстоит вырастить свой собственный сад. Однако нам в этом всячески мешают. На верхнем экране (этаже) мы распыляем химикаты на ползущих по лианам червяков, на нижнем уничтожаем спускающихся к нам пауков. Между этажами есть лестница, по которой нам и предстоит перемещаться. Управление - D-pad + кнопка "распыление".
Модель JR-55. Одна из сложных игр в коллекции. Нам снова предстоит спасать Конга старшего. Опять силами Конга младшего. Надо собрать ключи, которые позволят открыть замки на оковах. Опасаться в этой части следует крокодилов, летающих птиц и электричества. Управление - D-pad + кнопка "прыжок".
Модель MW-56. Форм-фактор этой игры - книжка, причём открывающаяся вправо, как обычная японская книга. Задача братьев Марио и Луиджи - загрузить машину панелями. Прежде чем попасть в машину, каждая панель должна пройти по пяти уровням конвеера снизу вверх. Марио работает на правом экране и принимает панель на выходе из хранилища. Луиджи работает на левом экране и непосредственно загружает панель в машину. Управление - 2 сдвоенные кнопки (вниз-вверх для обоих).
Модель LP-57. Ещё одна игра, выполненная в виде книжки. Наша задача на обоих экранах - передвигать верёвки с бельём так, чтобы его не намочили падающие из туч капли. В игре Б иногда появляется птица, которая нам мешает. Управление - D-pad + кнопка "переход между экранами".
Модель TC-58. Ещё одна игра-книга. Наша задача на обоих экранах - ловить людей, прыгающих с горящего лайнера. В игре А лодка всего одна и она может перемещаться между экранами. В игре Б вы управляете двумя лодками на обоих экранах синхронно и одновременно. Управление - 2 кнопки (влево, вправо).
Модель PB-59. Неплохо такой пинболл, просто игровое поле разбито на два экрана. В игре А летает сразу 3 шарика, в игре Б только 1. Управление - 2 кнопки (лево, право).
Модель BJ-60. Собственно вариант игры в Блэк Джек - это игра А. Игра Б - некий вариант "однорукого бандита". Управление - 4 кнопки (ставки и смена карт).
Модель MG-61. Довольно оригинальная игра. На верхнем экране стоит монстр, который показывает в какую сторону он будет двигать стены лабиринта. На нижнем экране собственно вы, должны вовремя менять своё направление, бегая между движущихся стен. Это игра А. В игре Б вам необходимо просто добраться до четырёх монстров, стоящих в разных углах лабиринта. Управление - 2 сдвоенные кнопки (влево-вправо и вверх-вниз).
Модель BD-62. В этой игре верхний экран играет чисто косметическую роль, а всё действие развивается на нижнем. Вы - Джон Солвер и ваша задача - бегать по лабиринту, разряжая бомбы, которые вам скидывает Джэк. Управление - D-pad.
Модель JB-63. На верхнем экране бандит сбрасывает бомбы с крыши банка. На нижнем экране бравый полицейский ловит их трубой. В трубу одновременно помещается всего три бомбы, так что необходимо периодически отбегать сбрасывать бомбы в канаву. Управление - 2 кнопки (влево, вправо).
Модель MV-64. Одна из двух игр, в которых есть продолжение игры после смерти. Вы управляете неким археологом. Ваша задача - поднимаясь по исчезающим платформам найти сначала ключ, а потом с его помощью открыть сундук с сокровищем. Управление - D-pad + кнопка "прыжок".
Модель ZL-65. Последняя игра в серии. В ней вы управляете Линком, на которого нападают толпы различных чудовищ. Управление - D-pad + кнопка "удар".
Серия из 4х игр, выполненных в виде мини-компьютера с монитором. Игры отличаются большим количеством цветов на экране, плюс сами цвета стали ярче и насыщеннее. Так же в играх есть музыка, а управление осуществляется при помощи джойстика и одной кнопки.
Модель CJ-71. Суть игры не поменялась - ищем ключ и открываем засовы, спасая Конга старшего. Избегаем птиц и падающих предметов.
Модель CM-72. Игра представляет собой точную копию игры из Widescreen серии, естественно в полном цвете и с музыкой.
Модель SM-73. Бегаем по платформам, уничтожая звуки до того, как они долетят на самый верх и разбудят птиц.
Модель PG-74. Ваша задача в игре - победить Бруто, схватившего Оливию, сбросив его в воду.
Серия из 6ти игр, использующих оргинальный дизайн. Для вывода изображения используется полноцветный жк-дисплей, как в настольной серии, однако этот дисплей перевёрнут и картинка воспринимается через обратное изображение в зеркале. Это было сделано для уменьшения бликов при игре на солнце. Игры Snoopy, Popeye и Donkey Kong Jr. такие же как в настольной серии.
Модель MK-96. Ваша задача в игре - ездя на бочке, жонглировать ананасами, пропуская огни.
Модель PB-94. Основная цель в этой игре - донести бомбу до солдата, который зажжёт фитиль и кинет её во врага. Сложность в том, что у вас на пути стоят солдаты, которые норовят поджечь ваше бомбу раньше времени.
Модель DC-95. На этот раз ездит жонглирует Микки Маус на цирковом шаре.
Включает в себя две игры, вышедшие в феврале 1984го года. Игры отличаются расположением экрана - он вытянут не по горизонтали, а по вертикали.
Модель BU-201. Вариант игры, похожей на арканоид.
Модель UD-202. В этой игре ваша задача - скинуть всех крабов, не дав им в тоже время заграбастать вас.
Одна из последних серий, для которой было выпущено всего три игры. Игрушки имеют оригинальный дизайн и состоят из основного блока с экраном двух джойстиков, позволяющих играть вдвоём с друзьями.
Модель BX-301. Бокс 1х1.
Модель AK-302. Ваша задача в этой игре - отогнать насекомых от своего огорода на сторону противника при помощи водяного пистолета.
Модель HK-303. Хокей 1х1.
![Ретро-игры - Эпоха Game & Watch. Ещё Не Гейм Бой, Но Тоже Всегда С Тобой. Ретро-игры - Эпоха Game & Watch. Ещё Не Гейм Бой, Но Тоже Всегда С Тобой.](/system/attached_images/images/000/627/672/normal/57_crystal.jpg)
Последняя серия игр Game & Watch от самой Nintendo, состоящая из трёх игр. Эта серия имеет увеличенный экран, который к тому же становится прозрачным, что снижает блики от света практически до нуля. Сами игры Super Mario Bros., Climber и Balloon Fight такие же как их широкоформатные версии.
Помимо выпуска оригинальных моделей, часть из представленных здесь игр выходила для карманных приставок от Nintendo. Например серия игр для Game Boy в виде Game & Watch Gallery. Или серия Game & Watch Collection для Nintendo DS.
Так же есть программы для PC, симулирующие работу большинства игр серии, а в часть оригинальных игр и многочисленных клонов можно поиграть онлайн
P.S. Я сознательно не пишу про многочисленные клоны, включая нашу "Электронику". Во-первых - их очень много. Во-вторых - для большей части игр очень сложно найти фотографии, а без них просто рассказ мне кажется неинтересным.
P.P.S. Изображенная на самом первом скрине полная коллекция из 59ти игр стоит по ценам на Ебэе от пятнадцати до тридцати тысяч долларов...